ЛОКК (Locke) Джон (1632 - 1704) -
английский философ-просветитель, педагог, основоположник социально-политической
доктрины либерализма, создатель основ эмпирической психологии. Развил многие философские
идеи Ф. Бэкона и Т. Гоббса и прежде всего сенсуалистическую теорию познания.
Родился в пуританской семье мелкого чиновника-юриста. Окончил Вестминстерскую школу,
учился в ун-тах Лондона и Оксфорда (1656), где вскоре защитил дис. на звание
магистра. В течение нескольких лет преподавал в Оксфорде греческий язык,
литературу и философию, а затем занялся еще и медицинской практикой. В 1668 г.
был избран в Лондонское королевское общество. Увлекся политикой и в Лондоне
поступил на службу к высокопоставленному политическому деятелю. В 1681 после
участия в неудавшемся заговоре против короля Карла II вынужден был бежать в
Голландию. В 1688 г. возвращается на родину и публикует ряд своих философских и
политических трудов, написанных им ранее: «Опыт о человеческом
разумении» (1690), над которым работал около 20 лет; «Письма о веротерпимости»;
«Трактаты о государственном правлении», где впервые выдвинул идею о
государстве, построенном на разделении властей на законодательную,
исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).
Позднее был опубликован трактат «О пользовании разумом» (1706) и др. В своих
основных трудах Л. развивает теорию познания, базирующуюся на принципе
материалистического сенсуализма, утверждая происхождение всех знаний из
чувственного восприятия внешнего мира, а также концепцию человека, в которой
отрицал декартовскую идею о существовании врожденных идей (в том числе
врожденности идеи Бога). Человек от рождения, утверждал Л., не обладает
никакими знаниями (его сознание – «чистая доска») и только опыт, состоящий в
первую очередь из ощущений, наполняет сознание содержанием. При этом опыт
распадается на внешний, основывающийся на чувствах, и внутренний, рефлексию,
опирающуюся на осмысление своих собственных действий и состояний. Объектом
первого является внешний мир, второго – деятельность самой души. Опыт, считает
Л., является источником всех идей, которые могут быть простыми и сложными.
Приобретенные из опыта идеи - еще не само знание, а только материал для него.
Чтобы стать знанием они должны быть переработаны деятельностью рассудка
(сопоставление и абстрагирование), после чего простые идеи преобразуются в
сложные (модусы, субстанции и отношения). В этом, по Л., и состоит процесс
познания. Идеи по степени значимости для знания Л. разделял на ясные и смутные,
реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. По
достоверности делил знание на бесспорное и вероятное (т.е. мнение). По степени
точности различал три вида достоверного знания: созерцательное (непосредственное
или интуитивное), демонстративное (доказывающее) и чувственное, т.е.
достигаемое посредством чувств. Большое значение для ранней истории научной
психологии имело локковское различение первичных и вторичных качеств простых
идей внешнего опыта. Первичные качества простых идей существуют вне зависимости
от нашего восприятия и являются характеристиками объекта (например, размер и
форма объекта). Вторичные - существуют только в нашем восприятии: это вкус,
запах, цвет, звук, прикосновение. Например, боль, возникающая от пореза,
говорит не о ноже, а о нашей реакции на рану. Подобные взгляды до Л. высказывал
Г. Галилей (1564-1642) и они полностью согласуются с механистическим воззрением
на мир, согласно которому он весь состоит лишь из движущейся материи. А если
вся объективная реальность представляет собой материю, то любые восприятия есть
ни что иное, как реальность субъективная. Отсюда характеристики предметов,
которые присущи им независимо от любого восприятия – это первичные качества.
Различение первичных и вторичных качеств было впоследствии поставлено под
сомнение Дж. Беркли (1685-1753), который утверждал, что все качества являются
вторичными, поскольку физические объекты существуют только в то время, когда их
кто-либо воспринимает.
Еще одним важным научным вкладом Л. была
разработка теории ассоциации идей. Представления о сочетании или соединении
идей и обратный процесс их анализа Л. объединил в «психохимическую концепцию»,
развиваемую в теории ассоциации идей. Согласно этой точке зрения сложные идеи
образуются путем соединения или ассоциации простых идей. Именно так, по Л., в
полном согласии с законами физики работает сознание человека. Базовые элементы
психики (простые идеи) являются неделимыми (как и их материальные аналоги – атомы
в галилеевско-ньютоновской системе Вселенной). Из сочетаний, взаимодействий и
комбинаций простых идей и образуется все многообразие знания, которое истинно
лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Несмотря на
утверждение, что реальная сущность вещей остается неизвестной и ум имеет дело
лишь с номинальными сущностями, Л. нельзя считать агностиком. Он обратил
внимание на активность субъекта в познавательном процессе и видел выход в том,
что задача человека – знать не все, а только то, что важно для его поведения и
практической жизни, а такое знание вполне обеспечивается способностями
человека. Идеи Л. оказали большое влияние на общественно-политическую мысль
европейского Просвещения и развитие философии, психологии и др. наук (в Англии:
Дж. Толланд, Дж. Пристли, Дж. Беркли, Д. Юм; во Франции: Ф. Вольтер, Э.
Кондильяк, Ж.-О. Ламетри, К.-А. Гельвеций, Д. Дидро). Идеи Л. положили начало
ассоцианизму в психологии, в том числе развитию представлений о деятельности
психики и тела по аналогии с работой машины. Основные труды Л.: «Works», v. 1-10,
L., 1801; В рус пер. «Избранные философские произведения, т.1-2, М., 1960;
«Сочинения», т. 1-3, М., 1985.
Л.А.
Карпенко